Аудио-Библиотека Лотоса

Аудио-Библиотека Лотоса

Лекции, беседы, семинары в mp3

на главную страницу

новости сайта
как пользоваться?
форум слушателей

почтовая рассылка
виртуальный тренинг
Lotos iRadio
библиотека Лотоса

каталог ресурсов "Развитие Человека"

энциклопедия
"Музыка Мира"

Аудио-уроки «Изменение Привычной Картины Мира»
Телеканал «Психология21»
Наши рассылки
Библиотека Лотоса. Эзотерика. Магия. Религия.
Новости БодхиNet
В помощь дзенствующему
Rambler's Top100

 

Лотос

Плоть и кости Дзен
101 Дзенская история в mp3

Избранное

 

Переводчик и редактор С. А. Кротков
1957 by Paul Reps.

Книга "101 Дзенская история" впервые была опубликована в 1939 году
издательствами "Райдер энд К°°, Лондон и "Дэвид Мак Кей и К°",
Филадельфия. Эти истории излагают знания и опыт китайских и японских
учителей Дзен, охватывая период более чем в 5 веков.
Эти истории были переведены на английский язык из книги, под названием
"Собрание камней и песка", написанной поздно, в 13 веке, японским учителем
Дзен Мудзю (что означает "Не-житель"), а также из сборников историй
дзенских монахов, взятых из различных книг, выпущенных в Японии в
настоящем столетии.
Дзен можно назвать внутренним искусством и дизайном жителей Востока. Корни
его были заложены в Китае Бодхидхармой, который пришел в Китай из Индии в
6-ом веке.
Впоследствии, в 12-ом столетии, учение Дзен проникло и в Японию. Дзен
описывали так: "Особое учение без священных текстов, вне слов и букв,
которое учит о сущности человеческого разума, проникая прямо в его
природу, и ведет к просветлению."
В Китае учение Дзен известно под названием Чань. Учителя Чань-Дзен вместо
того, чтобы быть последователями Будды, стремились быть его друзьями и
достичь таких же взаимоотношений с Универсумом (Вселенной, космосом), как
Будда или Иисус. Дзен - это не секта, а опыт.
Дзенский обычай самопознания через медитацию для реализации настоящей
природы человека, с его пренебрежением к формализму, с его требованием
самодисциплиныи простоты жизни, в конечном счете завоевал поддержку знати
и правящих кругов Японии и глубокое уважение всех слоев философской жизни
Востока.
Дух Дзен стал означать не только понимание мира. но и преданность
искусству и работе, богатство содержания, открытость интуиции, выражение
врожденной красоты,неуловимое очарование несовершенства. Дзен имеет много
значений, но ни одно из них не определено полностью. Если бы они были
определены, это не было бы Дзен.
Говорят, что если в твоей жизни присутствует Дзен, в ней нет страха,
сомнения и страстей, чрезмерности чувств. Ни нетерпимость, ни
эгоистические желания не тревожат вас. Вы скромно служите человечеству,
наполняя свое пребывание в этом мире любовью и добротой, и наблюдаете за
тем, как вы проходите, подобно листку, падающему с дерева. Безмятежный, вы
наслаждаетесь жизнью в счастливом спокойствии. Это и есть душа Дзен,
облачение которого - тысячи храмов в Китае и Японии, священники и монахи.
Изучать Дзен - этот расцвет человеческой природы - нелегко в любом
возрасте и для любой цивилизации. Многие учителя, настоящие и ложные,
задавались целью помочь другим в постижении Дзен. Истинность этих историй
является одним из бесчисленных и подлинных событий Дзен. Может быть
читатель будет осуществлять Дзен в своей жизни сегодня.

 

101 ДЗЕНСКАЯ ИСТОРИЯ

1.Чашка чая

слушать в mp3

Нан-ин, японский учитель Дзен, живший в эру Мейдзи (1868-1912 гг.), принимал
у себя университетского профессора, пришедшего узнать, что такое Дзен.
Нан-ин пригласил его к чаю. Он налил гостю чашку доверху и продолжал лить
дальше.
Профессор следил за тем, как переполняется чашка, и, наконец, не выдержал:
"Она же переполнена. Больше уже не войдет!"
Так же, как эта чашка,- сказал Нан-ин,- Вы полны Ваших собственных мнений и
размышлений. Как же я смогу показать Вам Дзен, если Вы сначала не опустошили
Вашу чашу?"

З. Так ли это?

слушать в mp3

Дзенский учитель Хакуин слыл среди соседей человеком, живущим беспорочной
жизнью. Рядом с ним жила красивая девушка, родители которой владели
продуктовой лавкой. Внезапно родители обнаружили, что у нее должен появиться
ребенок. Они были в ярости. Девушка отказалась назвать отца ребенка, но
после долгих настояний назвала Хакуина. В большом гневе родители пришли к
учителю.
"Так ли это?"- вот было все, что он сказал.
После того, как ребенок родился, его принесли к Хакуину, К этому времени он
потерял всякое уважение окружающих, что совсем не волновало его. Он окружил
ребенка заботой и теплом, брал у соседей молоко для ребенка и все, в чем тот
нуждался.
Через год девушка-мать все же не выдержала и сказала родителям правду: что
отцом ребенка был молодой человек, работавший на рыбном рынке.
Отец и мать девушки сразу пошли к Хакуину, просили у него прощения, долго
извинялись перед ним и просили вернуть ребенка.
Хакуин охотно простил их. Отдавая ребенка, он сказал лишь:"Так ли это?"

4. Повиновение.

слушать в mp3

Беседы дзенского учителя Банкея привлекали не только дзенских учеников, но и
людей разных сект и рангов. Он никогда не цитировал сутры и не увлекался
схоластическими рассуждениями. Его слова шли от его сердца прямо к сердцам
слушателей.
Его большая аудитория вызвала недовольство священника секты Ничирен, так как
последователи секты покидали его, чтобы слушать о Дзен. Эгоцентричный
нитиренский священник пришел в храм, намериваясь поспорить с Банкеем.
"Эй, дзенский учитель!- позвал он.- Подожди минутку.
Всякий кто уважает тебя, будет повиноваться твоим словам, но я не уважаю
тебя. Можешь ли ты заставить меня повиноваться?"
"Подойди ко мне, и я покажу тебе,"- сказал Банкей.
Священник стал величественно прокладывать себе дорогу через толпу к учителю.
Банкей улыбнулся. "Стань слева от меня." Священник повиновался. "Нет,-
сказал Банкей,- нам будет удобнее разговаривать, если ты станешь справа от
меня. Перейди сюда." Священник с достоинством перешел направо. "Видишь,-
сказал Банкей,- ты повинуешься мне, и мне кажется, что ты человек тонкий и
мягкий. А теперь садись и слушай."

7. Сообщение.

слушать в mp3

Тандзан написал 60 почтовых карточек в последний день своей жизни, и
попросил отправить их. Вслед за тем он умер. На карточках было написано:
Я покидаю этот мир.
Это мое последнее сообщение.
Тандзан
Июль, 27,1892.

9. Нельзя украсть луну.

слушать в mp3

Рёнан, дзенский мастер, жил самой простой жизнью в маленькой хижине у
подножья горы. Однажды вечером в хижину забрался вор и обнаружил, что там
нечего украсть. Вернувшись, Рёнан застал у себя вора.
"Ты прошел долгий путь, чтобы навестить меня,- сказал он бродяге,- и ты не
должен вернуться с пустыми руками. Пожалуйста, возьми в подарок мою одежду."
Вор был ошарашен. Он взял одежду и тихонько ушел.
Рйонан сидел нагой, любуясь луной.
"Бедный парень,- задумчиво сказал он.- Мне бы так хотелось подарить ему эту
прекрасную Луну."

12. Счастливый китаец.

слушать в mp3

Каждый, кто когда-либо был возле китайских поселений в Америке, мог видеть
статую отважного юноши, несущего холщевую сумку. Китайские купцы называют
его Счастливым Китайцем, или Смеющимся Буддой.
Этот юноша Хотей жил во времена Танской династии. Он не хотел называть себя
дзенским учителем или собирать возле себя учеников. Вместо этого он бродил
по улицам с большой сумкой, в которую складывал сласти, фрукты или пирожки.
Все это он раздавал детям, которые играли на улице и собирались вокруг него.
Он создал детский сад на улице. Если он встречал на улице человека,
посвятившего себя Дзен, он протягивал ему руку и говорил:"Подай монету." И
если кто-нибудь просил его вернуться в храм и учить других, он снова
повторял: "Подай монетку."
Однажды, когда он занимался своей игрой-работой, рядом оказался другой
дзенский учитель и спросил его:"Что есть сущность Дзен?"
Хотей немедленно сбросил свою сумку на землю в молчаливом ответе.
"Тогда,- спросил его другой,- что есть реализация Дзен?"
Счастливый Китаец сразу же повесил сумку на плечо и продолжил свой путь.

13. Будда.

слушать в mp3

В Токио, в эру Мейдзи, жили два известных учителя, различных по характеру.
Один из них, Унто, учитель из школы Сингон, тщательно соблюдал все заповеди
Будды. Он никогда не пил возбуждающих напитков и не ел после 11-ти часов
утра. Другой учитель, Тандзан, профессор философии императорского
университета, никогда не соблюдал заповедей. Он ел, когда хотел, спал, когда
хотел, даже днем.
Однажды Унто навестил Тандзана, который в это время пил вино, даже к капле
которого не должен был прикасаться язык буддистов.
"Приветствую тебя, брат,- сказал ему Тандзан.- Не хочешь ли выпить?"
"Я никогда не пью",- важно сказал Унто.
"Кто не пьет, тот даже не человек",- сказал Тандзан.
"Неужели ты считаешь меня нечеловеком только потому, что я не пью отравы?-
воскликнул Унто в гневе. - Если я не человек, то кто же я?" "Будда",-
ответил Тандзан

14. Грязная дорога.

слушать в mp3

Тандзан и Экидо шли однажды по грязной дороге. Лил проливной дождь. Проходя
мимо перекрестка, они встретили красивую девушку в шелковом кимоно и шарфе,
которая не могла перейти через рытвину.
"Идем, девушка,"- сказал Тандзан сразу же. Он взял ее на руки и перетащил
через грязь.
Экидо ничего не сказал и молчал до тех пор, пока они не подошли к храму.
Больше он не мог сдерживаться и сказал: "Нам, монахам, надо держаться
подальше от женщин, особенно от молодых и красивых. Они опасны. Зачем ты
сделал это?"
"Я оставил девушку там, - сказал Тандзан.- а ты все еще тащишь ее?"

23. Уход Эсюн.

слушать в mp3

Когда Эсюн, дзенской учительнице было за 60, и она была близка к тому. чтобы
окинуть этот мир, она попросила нескольких монахов сложить во дворе дрова.
Решительно усевшись в центре погребального костра, она подожгла его с краю.
"О, монахиня,- закричал один монах.- Горячо ли тебе там?"
"Только такому глупцу как ты есть до этого дело",- ответила Эсюн.
Пламя поднялось вверх и она умерла.

27. Голос счастья.

слушать в mp3

Когда Банкей умер, один слепец, живший рядом с храмом учителя, рассказывал
своему другу:"Из-за того, что я слеп, я не могу наблюдать за лицом человека,
поэтому я сужу о его характере по звуку его голоса. Обычно, когда я слышу,
как кто-то поздравляет другого с его успехами или счастьем, я слышу также
тайный голос зависти.
Когда выражается соболезнование о несчастье другого, я слышу удовольствие и
удовлетворение, как будто соболезнующий на самом деле доволен, будто в своем
собственном мире он остается в выигрыше.
Однако, несмотря на весь мой опыт, в голосе Банкея я слышал одну только
искренность.
Когда он выражал счастье, я не слышал в его голосе ничего, кроме счастья;
когда он выражал печаль - единственное, что я слышал, была. печаль."

30. Визитная карточка.

слушать в mp3

Кейгу, великий дзенский учитель Эры Мэйдзи, стал главой Тофуку,
кафедрального собора в Киото. Однажды правитель Киото навестил его в первый
раз. Его слуга вручил визитную карточку правителя, на которой было
написано:"Китацаки, правитель Киото."
"Я не имею дела с такими людьми,- сказал Кейгу слуге. - Скажи ему, пусть
уходит отсюда."
Слуга с извинениями вернул карточку.
"Это моя ошибка,- сказал правитель и карандашом зачеркнул слова "Правитель
Киото".
"Спроси учителя снова".
"О, это Китацаки?- воскликнул учитель, когда увидел карточку,- я хочу видеть
этого человека!"

31. Все - лучшее.

слушать в mp3

Когда Бандзан шел по рынку, он услышал разговор между покупателем и
мясником.
"Дай мне самый лучший кусок мяса,"- сказал покупатель.
"Все, что есть у меня в лавке - лучшее,- ответил мясник.- Ты не сможешь
найти кусок мяса, который не был бы самым лучшим."
При этих словах Бандзан обрел просветление.

35. Ежеминутный Дзен.

слушать в mp3

Дзенские студенты учатся у мастеров Дзен по меньшей мере лет 10, прежде чем
им будет позволено учить других.
Тенно, который закончив свое ученичество, стал учителем, пришел навестить
Нан-ина. День выдался дождливый, и Тенно надел деревянные башмаки и взял
зонтик.
После приветствия Нан-ин заметил:
"Думаю, что ты оставил башмаки в прихожей. Хотел бы я знать, справа или
слева от башмаков стоит твой зонт?"
Смущенный Тенно не смог дать достойного ответа. Он понял, что не может
реализовать в себе Дзен каждую минуту. Он стал учеником Нан-ина и учился еще
6 лет, чтобы усовершенствовать свой ежеминутный Дзен.

46. Как станут просветленными трава и деревья.

слушать в mp3

В период Камакура Синкан изучал 6 лет Тендай, а затем 7 лет изучал Дзен.
После этого он отправился в Китай и еще 13 лет изучал дзен. Когда он
вернулся в Японию, многим хотелось поговорить с ним, выяснить неясные
вопросы. Но когда Синкан принимал посетителей, что случалось не часто, он
редко отвечал на их вопросы.
Однажды 50-ти летний искатель просветления сказал Синкану:"Я изучал школу
мысли Тендай, когда был еще мальчиком, но одного я так и не смог понять в
ней. Тендай утверждает, что даже трава и деревья станут просветленными. Мне
это кажется очень странным."
"Что пользы обсуждать, как трава и деревья станут просветленными?- спросил
Шинкан.- Вопрос в том, как тебе самому стать просветленным. Ты когда-нибудь
задумывался над этим?"
"Я никогда не думал об этом таким образом,"- восхитился старик.
"Так теперь пойди и подумай,"- закончил Синкан.

48. Точная пропорция.

слушать в mp3

Сен-Но Рикун. чайный мастер, захотел повесить на столб корзину с цветами. Он
попросил плотника помочь ему. указывая снизу, куда поместить корзину:
немного повыше или пониже, немного вправо или влево, до тех пор, пока не
нашел, что она точно на месте.
"Вот теперь она точно на месте,"- сказал наконец Сен Но Рикун.
Плотник, чтобы испытать своего хозяина, отметил место, а затем притворился,
что забыл, куда нужно поместить корзину.
"Сюда, а может, сюда?"- спрашивал плотник, указывая различные места.
Но понятие пропорции у чайного мастера было таким точным, что он указал
плотнику точно то же место.

52. Твой свет может погаснуть.

слушать в mp3

Студент, изучающий Тендай, философскую школу Буддизма, пришел к дзенскому
учителю Гадзану, чтобы стать его учеником. Когда через несколько лет он
собрался уходить, Гаднзан предостерег его: "Умозрительное изучение-истины
полезно лишь как путь собирания материала для проповеди. Но помни, твой свет
истины может померкнуть."

53. Дающий должен быть благодарен.

слушать в mp3

Когда Сейсецу был учителем Энкаку в Камакура, он потребовал большое
помещение, так как то, в котором он преподавал, было переполнено.
Умедзу Сейбей, купец из Эдо. решил пожертвовать 500 кусков золота,
называемых рё, на строительство более просторной школы. Эти деньги он принес
учителю.
Сейсетсу сказал: "Хорошо, я возьму их."
Умедзу отдал Сейсецу сумку с золотом, но остался недоволен отношением
учителя.
Один человек на три рё может прожить целый год, а его даже не поблагодарили
за 500 рё!
"В этой сумке 500 рё,"- как бы невзначай сказал Умедзу.
"Ты мне уже сказал,"- ответил Сейсецу.
"Хоть я и богач, но 500 рё для меня большие деньги,"- снова заговорил
Умедзу.
"Ты хочешь, чтобы я поблагодарил тебя за них?"- спросил Сейсетсу.
"Ты должен это сделать,"- ответил Умедзу.
"Почему должен я?"- спросил Сейсецу.- Дающий должен благодарить."

57.Врата рая.

слушать в mp3

Солдат по имени Нобусиге пришел к Хакуину и спросил: "Правда ли, что есть
рай и ад?"
"Кто ты?"- спросил Хакуин.
"Я - самурай,"- ответил воин.
"Ты - солдат! - воскликнул Хакуин.- Что за начальник держит тебя в своем
войске? У тебя лицо, как у нищего."
Нобусиге так рассвирепел, что начал вытаскивать свой меч, но Хакуин
продолжал:
"У тебя есть меч! Но, наверное, он слишком туп, чтобы снести мне голову."
Когда Нобусиге вытащил меч, Хакуин заметил:
"Тут открываются двери в ад."
При этих словах самурай, почувствовавший себя учеником мастера, вложил меч в
ножны и поклонился.
"Здесь открываются врата рая,"- сказал Хакуин.

62. В руках судьбы.

слушать в mp3

Великий японский воин по имени Нобунага решил атаковать противника, хотя
врагов было в десять раз больше. Он знал, что победит, но солдаты его
сомневались.
По дороге он остановился у синтоистской святыни и сказал своим людям:
"После того, как я навещу святыню, я брошу монетку. Если выпадет орел- мы
победим, если решка- проиграем. Судьба держит нас в руках."
Нобунага вошел в святыню и молча помолился. Войдя, он бросил монетку. Выпал
орел. Его солдаты так рвались в бой, что легко выиграли битву.
"Никто не может изменить судьбу,"- сказал ему слуга после битвы.
"Конечно нет,"- ответил Нобунага. показывая ему монетку, у которой с обеих
сторон был орел.

70. Самая ценная вещь в мире.

слушать в mp3

Созана, китайского мастера Дзен, студент спросил:
"Что всего ценнее в мире?" Мастер ответил: "Голова мертвой кошки."
"Почему?"-снова спросил студент. Созан ответил: Потому что никто не сможет
оценить ее."

72. Высокородный болван.

слушать в mp3

Два дзенских учителя, Дайгу и Гуду, были приглашены к господину. Когда они
пришли Гуду сказал господину: "Вы по натуре мудры и имеете врожденные
способности к Дзен."
"Чепуха,- сказал Дайгу.- Чего ты льстишь этому болвану?! Может, он и
господин, но в Дзен ничего не понимает."
Господин построил храм Дайгу, а не Гуду, и стал изучать Дзен под его
руководством.

 

Озвучено Лотосом
ноябрь 2001

 

 

Ссылки по теме:
другие лекции Лотоса в mp3
Лекции Клейна в mp3
Тексты Лотоса в Библиотеке Лотоса

 

Обсудить на форуме Лотоса

  • Отзывы и впечатления от прослушанных лекций
  • Музыка для практики в mp3: отзывы и ссылки на архивы
  • Поиск и обмен музыкой для практик
  •  

    ФОРУМЫ ЛОТОСА
    РЕКЛАМУШКА

    новости сайта | аудио-библиотека | почтовая рассылка | виртуальный тренинг | форум

     

    Лотос © 2001-2011
    Аудио-Библиотека Лотоса: лекции, беседы, семинары в mp3
    контактный адрес: lotos@ariom.ru
    Хостинг предоставлен: XP-Hosting - рекомендую!

     

    TopList Rambler's Top100